Финансовая газета. Региональный выпуск,
23 июля 2001 г.
Оформление договоров транспортного страхования 379 просмотров
— Налоговая инспекция посчитала неправомерным отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) транспортного предприятия страховых взносов в иностранную страховую организацию. Права ли инспекция и что влияет на налогообложение страховых взносов и выплат при транспортном страховании? — Отнесение расходов на страхование на себестоимость зависит помимо прочего и от правомерности работы иностранной страховой компании на территории Российской Федерации. Это утверждение касается клиентов, коммерческих страховых организаций и тем более обществ взаимного страхования (взносы в которые вообще не освобождаются от налогообложения). Для страхования имущественных интересов российских перевозчиков иностранная страховая организация должна (п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-1 (в ред. от 20.11.99 г.) "Об организации страхового дела в Российской Федерации") зарегистрироваться в качестве российского юридического лица. Кроме того, согласно ст.4 Закона № 4015-1 страховая компания должна иметь лицензию на осуществление страховой деятельности. Отсутствие государственной регистрации, равно как и лицензии, влечет за собой квалификацию всех платежей, осуществляемых в такую компанию и исходящих от нее, как не связанных со страхованием. Таким образом, все платежи в пользу незарегистрированной страховой компании не будут считаться страховой премией, что обусловливает невозможность их отнесения на себестоимость. Поэтому в данном случае действия налоговых органов правомерны. Отнесение затрат на себестоимость возможно только при условии, что страховая компания имеет российскую регистрацию и соответствующую лицензию, поскольку объект страхования в данном случае — это имущественные интересы транспортной организации — резидента Российской Федерации. Если перевозчик, работающий с иностранным страховщиком, производит уплату страховых премий напрямую от своего филиала за границей, ему необходимо разрешение Банка России (а в некоторых случаях — и лицензии) на данный вид операций. В противном случае у контролирующих органов может возникнуть законный вопрос — откуда у перевозчика берется страховой полис (не безвозмездный документ), если на счете нет никаких движений денежных средств в сторону страховой компании. Оформление транспортной организацией оплаты страховой премии от имени своего зарубежного партнера по бизнесу также не решает проблемы, поскольку не дает возможности квалифицировать платеж как оплату страховой премии. Кроме того, все выплаты от страховой компании-нерезидента не будут считаться страховым возмещением со всеми вытекающими отсюда последствиями (обязанностями по уплате налогов с них). Следует отметить, что, например, по страхованию ответственности перевозчика зарубежные страховые компании практикуют выплаты страхового возмещения не выгодоприобретателю (лицу, в пользу которого застрахована ответственность перевозчика, — грузовладельцу и т.п.), а непосредственно транспортной фирме. При такой схеме движения денежных средств перечисленные суммы согласно ст. 931, 932, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) не являются страховым возмещением, поскольку выплачены лицу, чье право не было нарушено. Следовательно, возникает обязанность по уплате НДС и прочих налогов.
— Зарубежный партнер потребовал от российского предприятия страхования рисков в рамках их совместной деятельности в иностранном страховом клубе. Можно ли страховать грузы, транспортные средства и ответственность перевозчиков в страховых компаниях — нерезидентах Российской Федерации, если речь идет о международных грузоперевозках? — Работа с иностранным юридическим лицом, а тем более страховой компанией требует серьезного внимания к юридической стороне вопроса. Пренебрежение нормами отечественного законодательства приводит к тому, что покупка услуг зарубежного партнера может быть расценена налоговыми органами как попытка вывоза капитала за рубеж, уменьшения налогооблагаемой базы и соответственно как уклонение от налогов. В Законе Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что страхование российских имущественных интересов может осуществляться только юридическими лицами, зарегистрированными в соответствии с законами Российской Федерации и имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности. При этом необходимо помнить, что при пересечении границ имущественные интересы не меняют своей принадлежности. Страховые клубы, страхующие на Западе ответственность морских и сухопутных перевозчиков, — это в целом аналог российских обществ взаимного страхования. Однако следует обратить внимание на ряд принципиальных различий. Прежде всего, общая концепция работы клуба основывается на принципе возмещения. Это означает, что клуб возмещает страхователю (члену клуба) расходы только после того, как он произвел расходы по оплате претензии своего клиента (выгодоприобретателя). Другими словами, предполагается, что покупатель услуг клуба должен обладать достаточной суммой для возмещения потерь грузовладельца. Помимо этого все предложения иностранных клубов следует внимательно анализировать с правовой точки зрения, так как они зачастую вступают в противоречие с отечественным законодательством. Согласно п. 2 ст. 968 ГК РФ общества взаимного страхования могут создаваться и действовать в форме некоммерческих организаций. Особенности правового положения обществ взаимного страхования и условия их деятельности определяются в соответствии с ГК РФ и законом о взаимном страховании (в настоящее время указанный закон пока не принят). Некоммерческие организации в свою очередь исходя из п. 3 ст. 50 ГК РФ могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций либо в других формах, предусмотренных законом Российской Федерации. В п. 2 ст. 51 ГК РФ говорится, что "юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации". Таким образом, обществом взаимного страхования может быть признано российское юридическое лицо, имеющее предусмотренную законодательством Российской Федерации организационно-правовую форму для некоммерческих организаций. Иностранный страховой клуб не является обществом взаимного страхования, а представляет собой иностранное юридическое лицо, созданное на базе иностранного законодательства, имеющее соответствующую иностранному законодательству организационно-правовую форму и платящее налоги в бюджет иностранного государства. Следовательно, услуги, оказываемые им, с позиций отечественного законодательства страховыми не считаются и под соответствующий режим правового регулирования и налогообложения не подпадают.
Д. КОРПУСОВ, начальник Управления страхования транспортных рисков САО "Ингосстрах-С.-Петербург"
Вся пресса за 23 июля 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Учет и отчетность, Страхование грузов
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 октября 2025 г.

|
|
Ведомости онлайн, 6 октября 2025 г.
В ЦБ спрогнозировали рост стоимости ОСАГО на 40% при отмене учета износа

|
|
Парламентская газета, 6 октября 2025 г.
Стоимость ремонта по ОСАГО предложили выплачивать без учета износа деталей

|
|
Парламентская газета, 6 октября 2025 г.
За самостоятельный ремонт машин по ОСАГО могут начать платить больше

|
|
Деловой Петербург, 6 октября 2025 г.
Петербург может стать пилотным регионом для контроля полисов ОСАГО по камерам

|
|
ТАСС, 6 октября 2025 г.
ЦБ: стоимость ОСАГО при отмене учета износа может вырасти на 40%

|
|
Адвокатская газета, 6 октября 2025 г.
Когда потерпевший в ДТП может принять решение о доплате за восстановительный ремонт его ТС?

|
|
Лента.Ру, 6 октября 2025 г.
В Госдуме прокомментировали идею сделать ОМС платным для некоторых граждан

|
|
BFM.Ru, 6 октября 2025 г.
Минфин предложил выплачивать стоимость ремонта по ОСАГО без учета износа деталей

|
|
E1.ru, Екатеринбург, 6 октября 2025 г.
Замминистра финансов РФ предложил изменения в ОСАГО

|
|
ПРАЙМ, 6 октября 2025 г.
В РСА объяснили высокую стоимость ремонта автомобилей

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 6 октября 2025 г.
«РСХБ-Страхование» добилось взыскания более 462 млн рублей с европейского партнера

|
|
Уральский меридиан, Екатеринбург, 6 октября 2025 г.
Суд взыскал с «Ренессанс Страхования» более 1,2 млн рублей в пользу инвалида

|
|
Моё!, Воронеж, 6 октября 2025 г.
200 тысяч воронежцев будут обязаны самостоятельно оплачивать медицинское страхование?

|
|
rtvi.com, 6 октября 2025 г.
«Денег не хватает»: почему Матвиенко предложила собирать по 45 тыс. с неработающих

|
|
Медвестник, 6 октября 2025 г.
В Совфеде предложили собирать с неработающих россиян за ОМС по 45 тыс. рублей в год

|
|
Дейта, Владивосток, 6 октября 2025 г.
Названы отрасли с самыми высокими зарплатами в 2025 году

|
|
РИА Воронеж (Воронежское информационное агентство), 6 октября 2025 г.
Эксперты предупредили об угрозах и рисках в связи с грядущим изменением системы ОМС

|
 Остальные материалы за 6 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|